Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (198.0 Kb) ] | 23.04.2017, 15:53 |
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность обучающегося может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях, позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса - обучающихся, родителей, учителей. Исследовательская деятельности сегодня очень актуальна. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в дальнейшем обучении школьников. Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Цель и задачи курса мастерской «Проектная деятельность» Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности. Задачи программы:
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, с посещением библиотеки. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете, СМИ. Формы учебных занятий: уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
Общая характеристика курса Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования. Проекты по содержанию могут быть:
По форме проекты могут быть:
По продолжительности проекты бывают:
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Курс формирует умения:
Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Будел ли продолжено исследование, или работа завершена.
Место курса Мастерская «Проектная деятельность» в учебном плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса мастерской «Проектная деятельность» Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметные результаты: выделять существенные признаки предметов; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; давать определения тем или иным понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии; фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс (35часов)
Введение
Что такое проект. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Понятия: проект, проблема, информация I. Теоретическая часть.
Способы мыслительной деятельности Что такое проблема. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Источники информации. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием, правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Практическое занятие Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практическая часть.
Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты
«Математика вокруг нас», «Экология и математика», «Математические сказки, ребусы, кроссворды» Планирование работы. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа с ноутбуками. Обобщение полученных данных Оформление презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.
III. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся Подготовка к защите.
Защита проектов.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией лучших проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Т | |
Просмотров: 612 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |