Воскресенье, 19.05.2024, 21:30
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Программа курса внеурочной деятельности Мастерская "Проектная деятельность" 5 класс
[ Скачать с сервера (198.0 Kb) ] 23.04.2017, 15:53

Пояснительная записка

 

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность обучающегося может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях, позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса - обучающихся, родителей, учителей.

Исследовательская деятельности сегодня очень актуальна. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в дальнейшем обучении школьников.

Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

 

Цель и задачи курса мастерской «Проектная деятельность»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать навыкам проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
  • Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию принципов: непрерывности дополнительного образования; развития индивидуальности каждого ребенка; системность организации учебно-воспитательного процесса; поддержка одаренности детей.

 

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, с посещением библиотеки. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете, СМИ. Формы учебных занятий:

уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.

 

Общая характеристика курса

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Проекты по содержанию могут быть:

  • технологические, информационные, комбинированные.

По форме проекты могут быть:

  • индивидуальные, групповые и коллективные.

По продолжительности проекты бывают:

  • краткосрочные и долгосрочные

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

Курс формирует умения:

  • исследовательские;
  • социальные;
  • оценочные;
  • информационные;
  • презентационные;
  • рефлексивные;

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

  • Постановка проблемы
  • Тема проекта
  • Цель проекта
  • Задачи проекта
  • Гипотеза
  • План работы
  • Продукт проекта
  • Рефлексия

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Будел ли продолжено исследование, или работа завершена.

 

Место курса Мастерская «Проектная деятельность» в учебном плане.

  • входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». В соответствии с учебным планом МОУ Детчинской СОШ на проектную деятельность в 5 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часа внеурочной деятельности.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса мастерской «Проектная деятельность»

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

 

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

Регулятивные:

 

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

 

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

выделять существенные признаки предметов; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; давать определения тем или иным понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии; фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

5 класс (35часов)

 

Введение

 

Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

I. Теоретическая часть.

 

Способы мыслительной деятельности

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

 

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

 

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием, правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

 

 

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

 

Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

 

Цели и задачи исследования.

Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

 

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

 

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

 

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие

Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Практическая часть.

 

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты

 

«Математика вокруг нас», «Экология и математика», «Математические сказки, ребусы, кроссворды»

Планирование работы.

Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Работа с ноутбуками. Обобщение полученных данных Оформление презентации.

Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

 

III. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся

Подготовка к защите.

  • Психологический аспект готовности к выступлению.
  • Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово
  • Эталон. Оценка. Самооценка.

Защита проектов.

  • Анализ результатов и качества выполнения проекта.
  • Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Конференция. Выступления учащихся с презентацией лучших проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

Категория: Мои файлы | Добавил: Аркадьевна
Просмотров: 612 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: