Главная » Статьи » Мои статьи |
«Роль домашнего задания в самообразовании школьника» Никонорова Любовь Аркадьевна, учитель математики МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа Малоярославецкий район, Калужская область Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок. Домашнее задание выполняет различные функции: выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он не усвоил какую-то довольно сложную тему; стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме; развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома. От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Издавна домашняя работа учащихся служила и служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. В своей практике я использую различные виды домашней учебной работы. Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее. Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Творческие способности развиваются в творческой деятельности учащихся. Самостоятельность в постановке и решении проблемы – существенные признаки творческой деятельности. Создание проблемных ситуаций на уроке закладывает основу для проблемных домашних заданий, направленных на развитие творческих способностей школьников, самостоятельное решение проблемы, поиск оптимальных путей, выводящих к конкретному результату. Мои ученики занимаются мини-проектами по различным темам, делают сообщения, доклады, составляют ребусы. Основные цели творческих домашних заданий: научить учащихся пользоваться дополнительной литературой, выделять главное из общей информации, воспитание эстетической культуры, получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету Проработав уже много лет в школе, я убедилась в том, что продуманное, взвешенное интересное домашнее задание способно творить просто чудеса. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное учителю русло, подготовит восприятие нового материала. От задания незадолго перед звонком или по звонку стоит отказаться. Потому что это ведёт к следующему: домашнее задание не фиксируется ребятами или фиксируется частично и не всеми; у школьников нет возможности задать вопросы; учитель не может дать необходимых пояснений, и вынужден отказаться от мотивации. Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить. По объёму домашние задания не должны превышать допустимых нагрузок. Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки – вместе с другими факторами педагогического процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников Домашние задания позволяют обнаружить успехи и ошибки в выборе методики, сигнализируют о быстром продвижении учащихся. Главная проблема, чтобы учащиеся, окончив школу, сохраняли потребность в постоянном самообразовании. Домашние задания, по существу, – ключ к решению этой проблемы. Используемая литература: 1. «Домашние задания», Х. Древелов и др., Москва, «Просвещение», 1989. 2. «Дидактические игры на уроках математики», В.Г. Коваленко, Москва, «Просвещение», 1990. 3. М. М Поташник. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008 г. 4. А. В. Хуторской. Как разработать творческий урок. Центр дистанционного образования «Эйдос», 2008 г.
| |
Просмотров: 401 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |